Carrier |
Почти 110 лет назад талантливый изобретатель,молодой учёный Уиллис Хэвилэнд Кэрриер создал первое устройство для контроля температуры и влажности в помещении типографии. А в 1906 г. запатентовал свой "Аппарат для обработки воздуха". Carrier - мировой лидер в области кондиционирования, отопления, вентиляции и холодоснабжения. С тех самых пор, как основатель компании Уиллис Кэрриер изобрел первый кондиционер воздуха в 1902 году - и до сегодняшнего дня.
В то время мир был просто переполнен многочисленными новыми технологическими изобретениями, это был золотой век инженерии. Изобретение телеграфа, телефона и автомобиля, появление на полках магазинов фонографов, дверных звонков и электрических лампочек давали мощный стимул тогдашним инженерам, находящимся, как им тогда справедливо казалось, на пороге новых великих открытий. Среди тех вдохновленных инженеров, которые мечтали перевернуть мир, был и Уиллис Кэрриер. В 1901 году Кэррер получил степень магистра(доктора) инженерных наук и устроился в копанию Buffalo Forge, в только что созданный отдел экспериментальной инженерии. Там Кэрриер познакомился со своим будущим другом и партнёром по бизнесу - Ирвином Лайлом. Именно Лайл рассказал Кэрриеру о том, что некий бруклинский предприниматель по фамилии Сакетт, владелец типографии Sackett-Wilhelms Lithographing and Publishing Company, приобрёл самое современное полиграфическое оборудование, а хорошего качества печати на бумаге добиться не может. От повышенной влажности, стоящей летом в типографии разбухает бумага, краски плывут, формы тоже. "Не проблема!" - заявил Кэрриер и засел за чертежи. Вскоре он показал Лайлу принципиальную схему агрегата, позволяющего контролировать влажность и температуру воздуха. Пока Уиллис дорабатывал конструкцию и готовил опытный образец, Лайл уже продал новое чудо технической мысли. Называлось оно так: "Аппарат для обработки воздуха", а, по сути, это и было уже хорошо знакомым нам первым в мире кондиционером. Вслед за бруклинским печатником к Кэрриеру потянулись и другие клиенты. Оглушительный успех кондиционеры Кэрриера имели на хлопковых заводах на юге США в Белмонте. Агрегаты Кэрриер стабилизировали уровень влажности, что улучшало скручивание хлопковых нитей. Мало этого, его кондиционер не менее блестяще справился не только с влажностью, но и с жарой, царившей текстильных фабриках в Северной Каролине, где пять тысяч одновременно вращающихся веретён так повышали температуру, что создавали реальную опасность пожара. Так американский инженер-изобретатель доктор Уиллис Хэвилэнд Кэрриер стал первым и единственным "отцом кондиционирования воздуха". который ещё в 1902 году, первым в мире создал научную, обоснованную им, систему кондиционирования воздуха, и впервые применил своё изобретение практически - создав климатический контроль в помещении: температуры, влажности и качества воздуха. Однако история бренда началась позже, когда компания Buffalo Forge распустила инженерный отдел, и Уиллис Кэрриер с 6 товарищами создал Carrier Engineering Company (1915 г.). В 1922 г. изобретён центробежный чиллер, выпущенный под маркой Carrier. С этого времени решена проблема кондиционирования больших помещений. Сам инженер уже был весьма известен и в США, где на текстильных производствах стояли его машины, и в Азии (в 1907 году продана первая установка для шёлковой фабрики в г. Йокогама, Япония). Первым крупным клиентом компании становится кинотеатр Metropolitan Theater в Лос- Анджелесе, штат Калифорния. В нём была установлена система кондиционирования воздуха с воздухораздачей, рециркуляцией, охлаждением, увлажнением и автоматическим контролем параметров. После этого достижения следуют одно за другим. Системы кондиционирования и вентиляции марки Carrier появляются (впервые в мире!) в офисных и административных зданиях, магазинах и театрах. Универмаг Хадсона в Детройте, здания Конгресса и Сената США, Белого Дома и Верховного Суда США, Madison Square Garden… В 20-х годах кондиционеры появляются везде - и это кондиционеры Carrier. Надпись "REFRIGERATING PLANT" становится одним из мощнейших рекламных ходов, привлекающих толпы клиентов. Сам Уиллис Кэрриер считал, что поворотным моментом и главным испытанием стал заказ на установку для The Rivoli Theater в Нью-Йорке. После этого продукция Carrier была широко разрекламирована и за 6 лет (1925 - 1930) более 300 американских театров оборудованы системами кондиционирования. При этом изобретатель не оставлял научных разработок. В установках Кэрриера поначалу главным был контроль влажности - таковы были потребности клиентов-промышленников. Воздух охлаждался до температуры, при которой конденсация соответствует требуемой влажности. А затем он нагревался до нужной температуры и медленно подавался в помещение через диффузоры в потолке. Удаление воздуха происходило через решётки в полу или под сидениями. Большинство американских систем вентиляции было устроено ровно наоборот. В 1923 г. фирмой Carrierвыпущен турбокомпрессорный холодильный агрегат на дихлорэтилене. Быстроходность компрессора, применение прогрессивного принципа агретизации и использование интенсивных теплообменных аппаратов кожухотрубного типа позволили значительно уменьшить размеры холодильных установок. Так бы и развивался бизнес за счёт крупных компаний и промышленных установок, если бы не Великая депрессия 1929 года. Сокращение производства по всем Штатам почти вдвое, безработица… Кондиционеры - предмет роскоши - становятся не по карману даже крупным компаниям. Надо было удешевлять агрегаты, делать их доступными частникам. Первые попытки создания бытовых систем предпринимались во все годы существования компании в рамках проекта Weathermaker, однако были неудачными. Первый положительный результат - Atmospheric Cabinet (1931 год), отдалённо похожий на нынешние оконные кондиционеры. Параллельно разрабатываются транспортные кондиционеры, впоследствии устанавливаемые в поездах и аэропланах, самолётах и автомобилях, речных и морских судах: 1925 г. - первый корабль, оборудованный машинной системой охлаждения Carrier; 1930 г. - системы охлаждения воздуха в вагонах New York Railroad; 1936 г. - первый автомобильный кондиционер в автобусе, курсирующем по самому "жаркому" в мире маршруту Дамаск - Багдад. На Всемирной ярмарке 1939 года вокруг стенда Carrier Engineering собиралась масса народу. Ещё бы! На стенде были вывешены фотографии известных людей, в чьих домах и офисах были установлены кондиционеры Кэрриера. А рядом с фотографиями красовалась надпись: "Зачем Вам задыхаться от жары летом и мёрзнуть от холода зимой? Ведь достаточно нажать на кнопку, и климат в вашем доме будет именно таким, каким Вы его себе пожелаете!" У стенда стоял сам доктор Уиллис Хэвилэнд Кэрриер и собственноручно демонстрировал, как пользоваться скромных размеров устройством, регулирующим влажность, температуру и качество воздуха в помещении. Несмотря на выдающийся успех и прибыльность своих работ, Кэрриер сутками не выходя из лаборатории, продолжал неуклонно совершенствовать своё главное в жизни изобретение. Одной из последних его "находок" стал автомобильный кондиционер, столь ценимый нынешними автовладельцами. Умер Уиллис Кэрриер в 73 года, 9 октября 1950-го, завещав всё своё состояние фирме, которая и по сей день носит его имя. Сейчас под маркой Carrier выпускается примерно 12% от общего количества кондиционеров в мире, логотип Carrier - на каждом восьмом кондиционере! Это более 10 000 различных агрегатов, разрабатываемых и выпускаемых на 108 заводах. Кондиционеры Carrier установлены в Александрийской библиотеке (Каир), галерее Уффици (Флоренция), Сикстинской капелле (Ватикан), Музее современного искусства (Лондон), на автодроме Монцы (Италия), в Афинском акрополе, Королевском оперном театре (Мадрид), Британском музее и многих, многих других зданиях и сооружениях по всему миру.
|